Как организовать претензионную работу согласно новым требованиям АПК

Обязательный претензионный порядок по отдельным категориям дел закреплялся АПК РФ вплоть до 2016 года. Однако, на практике досудебное разрешение конфликта сопровождалось рядом проблем. В силу невысокой эффективности «принудительного» разрешения споров с помощью претензий, в 2017 году в АПК и ГК внесены поправки, изменившие «обязательность» претензионного урегулирования. Что изменилось и как правильно работать с «обновленным» порядком – читайте далее.

Претензионный порядок – способ урегулирования конфликта между сторонами до момента обращения в суд, заключающийся в предъявлении требования (претензии) пострадавшей стороной к стороне-ответчику, обязанной дать ответ на требование или выполнить обязательства в 30-дневный срок с момента направления претензии. Срок в 30 дней отводится на исполнение обязательств, если иные временные рамки не определены законом или договором. При неисполнении требований пострадавшая сторона вправе обратиться в суд.

До 2017 года урегулирование разногласий в гражданско-правовых и экономических спорах без рассмотрения в суде осуществлялось в двух случаях: если досудебное разрешение конфликта предусмотрено договором и если такая практика прописана в законе. Поправки в АПК 2017 года добавили к «обязательному» перечню дел споры гражданско-правового характера, возникающие из необходимости взыскания денежных средств, полученных путем неосновательного обогащения.

Коснулись поправки и категорий дел, которые рассматриваются без направления претензии. Согласно изменениям 2017 года претензионный порядок не нужен:

  • При рассмотрении дела с изменением основания и предмета искового заявления.
  • При увеличении размера требований, указанных в иске.
  • После отмены судебного приказа арбитражным судом при повторном обращении в арбитраж с исковым заявлением.
  • При взыскании неустойки в случае, если имеется «базовая» претензия на взыскание суммы основного долга.

Внесение поправок в АПК не изменило требований к содержанию претензии:

  • Общее описание ситуации со ссылками на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту пострадавшей стороны.
  • Требования, выдвигаемые пострадавшей стороной, порядок исполнения и определенный срок для выполнения обязательств стороной-ответчиком. При необходимости взыскания с адресата денежных средств – реквизиты для их перечисления.
  • Подпись и расшифровка подписи.
  • Приложение, содержащее доказательную базу: расписки в получении денежных средств, акт произведенных работ, товарные чеки и другие документы, подтверждающие основание претензии.

АПК не ограничивает способ передачи претензии адресату. При направлении претензии почтой 30-дневный срок исчисляется с момента передачи ее в курьерскую или почтовую службу. Срок передачи претензии в случае неисполнения обязательств также может быть оговорен в договоре: например, согласно договору заказчик при некачественном выполнении работ вправе направить претензию исполнителю в 10-дневный срок с момента окончания работ.

При направлении претензии особое внимание уделяется фиксации передачи и получения документа. На практике самыми эффективными способами являются передача претензии лично адресату и направление документа курьером или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положения ст. 125-129 АПК и ст. 131-135 ГПК закрепляют обязанность суда на стадии принятия иска к производству проверить наличие досудебного урегулирования. Если истец не представил доказательств досудебной попытки разрешения конфликта, заявление остается без движения, а впоследствии – возвращается истцу, согласно ст. 135 ГПК и 129 АПК.

На основании п. 2 ч.1 ст. 128 АПК либо ст. 222 АПК, в случае выявления факта несоблюдения претензионного порядка после принятия искового заявления к рассмотрению, оно остается без движения. Если судом первой инстанции было вынесено решение при несоблюдении претензионного порядка – решение подлежит отмене, а иск остается без рассмотрения судом апелляции или кассации.

Также согласно ст. 111 АПК судебные расходы в случае нарушения претензионного порядка независимо от решения суда взыскиваются арбитражным судом с лица, виновного в несоблюдении установленного досудебного порядка урегулирования.

Чтобы избежать пропуска сроков и грамотно организовать работу с претензиями, воспользуйтесь программой XSUD, которая поможет вести учет претензий, контролировать своевременность претензионных действий и анализировать актуальные изменения претензионного порядка.

ПОПРОБОВАТЬ XSUD

Заказать презентацию
Напишите нам
Заявка на обучение