Кто заплатит за испорченный отпуск?

Как быть если билеты уже куплены, тур оплачен, а долгожданную визу получить по вине туроператора не удалось? Должен ли туроператор компенсировать испорченный отпуск или нести финансовые риски – обязанность неудачливого «туриста»? С вопросами компенсации за сорванный отпуск пришлось разбираться Верховному суду.

Алексей С. Решил провести долгожданный отпуск в Италии. У турфирмы «О-Тур» Алексей приобрел тур в Италию на 6 дней. Открытой визы у Алексея не было, поэтому он передал документы для ее оформления туроператору ООО «РусЭкс», который в свою очередь отправил «визовый» пакет документов в ООО «Виза-М», оформлявшую открытые визы по договору с Генеральным консульством Италии. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее оказание услуг по заключенному договору туроператор застраховал в АО «ВКС».

В выдаче визы Алексею С. Консульство отказало, мотивировав отказ отсутствием обоснования цели поездки и указаний на условия пребывания в стране. Неудачливый турист потребовал выплаты компенсации за сорвавшийся отпуск. Обратившись в суд, Алексей просил взыскать с ООО «РусЭкс» и АО «ВКС» стоимость купленного тура, компенсацию морального вреда и судебных расходов, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и штраф за отказ добровольно удовлетворить требования пострадавшей стороны.

Первая инстанция требования истца удовлетворила частично. Однако, в апелляции с выводами первой инстанции не согласились, отменив решение районного суда. Отказ суд мотивировал отсутствием доказательств о некачественном оказании туристических услуг, а отказ Консульства в выдаче визы не является страховым случаем. Также апелляционный суд указал, что при заключении договора Алексей С. был предупрежден, о том, что ООО «РусЭкс» не отвечает за возможный отказ итальянского Генконсультсва. 

Позиция Верховного суда с выводами апелляции разошлась. ВС указал, что в обязанности туроператора при оформлении визы входило указание целей поездки и условий пребывания в стране. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и п. 7 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 ООО «РусЭкс» был обязан своевременно предоставить потребителю всю информацию о туристическом продукте, чтобы обеспечить правильный выбор. ООО «РусЭкс» не представил доказательств передачи в Консульство и Алексею С. всей необходимой информации, следовательно, сведений, исключающих вину туроператора у суда нет.

Для выяснения всех обстоятельств дело вернули в апелляционную инстанцию.

/Определение Верховного суда от 27.02.2018 по делу № 39-КГ17-15/

Была ли полезна статья?
Заказать презентацию
Напишите нам
Заявка на обучение