Начинается масштабная реформа судов общей юрисдикции

Верховный суд внес на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального конституционного закона в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.

Предлагается по аналогии с арбитражными судами отделить апелляцию и кассацию от судов первой инстанции. Таким образом будет выстроена новая вертикаль судов общей юрисдикции.

ВС РФ предлагает создать пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции, а размещаться они будут в крупных городах, включая обе столицы. То есть распределение будет главным образом произведено по территориальному признаку, вышестоящие инстанции будут располагаться в других регионах.

Апелляционные суды планируется разместить в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. Среди рассматриваемых вариантов также  фигурируют Воронеж или Иваново, а также Краснодар либо Сочи. Кассационные суды будут базироваться в  Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.

Решения, вынесенные судебной инстанцией в одном городе, обязательно будет проверять суд, находящийся в другом городе и даже регионе. Считается, что  такой порядок обеспечит объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе.

Реформа назрела уже давно. Ее сторонники считают, что действующая вертикаль не лучшим образом сказывается на независимости судов и объективности выносимых ими решений. Кто работает в апелляции и кассации? В большинстве своем те же судьи, что ранее трудились в судах первых инстанций, решения которых они теперь должны оценивать. Как результат – процент отменных решений мал.

Кроме того, нельзя отрицать и факт имеющегося воздействия на судей со стороны региональных властей. Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев считает, что реформа должна устранить коррупционный фактор, а процент отмененных незаконных решений нижестоящих инстанций увеличится в разы. Кроме того, такая градация позволит разгрузить областные суды. Ведь на сегодня они объединяют в себе и первую, и апелляционную, и кассационную инстанцию одновременно.

Недостатки такого территориального разделения тоже имеются. Насколько доступны станут апелляционные и кассационные суды после проведенной реформы в территориальном плане? Если необходимые документы, скорее всего, можно будет подать в электронном виде, то для того, чтобы ознакомиться с материалами дела или участвовать в судебном заседании, участникам процесса придется ехать в другой регион.

Кроме того, несложно посчитать: общее количество судов, рассматривающих апелляции и кассации, уменьшится. Как это скажется на нагрузке на судей и в итоге на качестве и объективности выносимых ими решений? Вопрос остается открытым.

Время еще есть, т.к. планируется, что предлагаемый закон вступит в силу с 1 июля 2018 года. Надеемся, что законодатель проработает все спорные вопросы, и основная цель реформы – независимость судов, их объективность и прозрачность выносимых ими решений – будет достигнута.

Заказать презентацию
Напишите нам
Заявка на обучение